На вопрос, какого цвета бывает ювелирное золото, большинство из нас ответит: белого или желтого...
Помимо человеческих жертвоприношений чибча-муисков, такими актами славились инки. Нет, были,...
Узнать, откуда произошли названия тех или иных стран, городов и прочих населенных пунктов,...
«Иродиада над отрубленной головой Иоанна Крестителя, поддерживаемой Саломеей» (история картины)
Картина принадлежит кисти голландского художника Питера Франса де Греббера (Pieter Fransz de Grebber, ок.1600-1653). Семья художника имела тесные связи с духовенством и все дети Гребберов воспитывались в строгих католических традициях. Питер де Греббер высоко ценится как мастер исторической живописи и портретист. Этот голландский живописец явился одним из предтечей школы «Гарлемского классицизма», характерными чертами которой являются использование светлых оттенков и четкой, ясной композиции. На его стиль живописи повлияли Рубенс (его учитель) и Рембрандт.
Картина «Иродиада над отрубленной головой Иоанна Крестителя, поддерживаемой Саломеей» была написана в 1640 г. Согласно Евангелию Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) является не только ближайшим предшественником Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, но и реальной исторической фигурой. Свою аскетичную жизнь он провел в пустыне, проповедовал покаяние для иудеев, крестил Иисуса Христа в водах Иордана. Праведная жизнь Иоанна Крестителя закончилась арестом и казнью, и к этим событиям имели прямое отношение те две женщины, что изображены на картине. Обратимся кратко к истории жизни и их личностям до того, как судьбы этих трех людей пересекутся.
Иродиада (ок 15 до н.э.-после 39 н.э.) – иудейская царевна, была внучкой Ирода I Великого и дочерью Аристобула. Иродиада вышла замуж за своего дядю Ирода Филиппа I, в браке с ним она родила дочь Саломею. Ее мать Иродиада вступила в связь с единокровным братом своего мужа — Иродом II Антипой – тетрархом Галилеи. Эта преступная связь была поруганием иудейских законов, и Иоанн Креститель стал именно тем иудеем, который выступил в их защиту. Он явился к Ироду II Антипе и смело указал ему на греховность связи с Иродиадой. За это Иоанн Креститель был заключен в крепость Махерон на Моавитском нагорье. Эта женщина не смогла простить ему таких высказываний, и помимо ареста стала добиваться казни Иоанна Крестителя. Но Ирод II Антипа не спешил его казнить, так как Иоанн и его проповеди были очень известны среди иудеев, и его убийство могло вызвать волнения среди народа. Но не зря у современного человека имя Саломеи рисует в сознании образ роковой женщины. На праздновании дня рождения Ирода II Антипы Саломея так очаровала и заворожила царя своим танцем, что он пообещал ей выполнить любое ее желание. Наученная своей матерью Саломея попросила принести ей отрубленную голову Иоанна Крестителя. К Иоанну Крестителю был послан спекулатор, он отсек голову проповеднику и принес ее на блюде Саломее, а та отдала ее Иродиаде.
На картине мы видим, как Саломея держит отрубленную голову Иоанна Крестителя, в то время как Иродиада пронзает его язык толстой иглой. Саломее не слишком приятно это зрелище. Эта сцена не соответствует Библейскому сюжету, но указывает на то, что Иродиаде даже так не удалось скрыть истину: как оказалось, Иоанн Креститель был прав, когда говорил, что брак с Иродиадой принесет конец царству Ирода II Антипы. Он потерпел поражение в сражение со своим бывшим тестем Аретом IV, королем Набатеи, из-за поруганной чести своей дочери, которую Ирод оставил ради Иродиады. Калигула сослал Ирода II Антипу вместе с семьей в 37 г. в Галлию, где он умер два года спустя в нищете и безвестности. Многие усматривают в этом Божье наказание Ироду за казнь Иоанна Крестителя.
Как же дальше сложилась судьба Саломеи? Известно, что Саломея вступила в брак со своим дядей Иродом Филиппом II, а после его смерти она стала женой своего двоюродного брата Аристобула (сына Ирода Халкидского) и родила ему троих сыновей. Таким образом, Саломея стала царицей Халкиды и Малой Армении. Надо сказать, что танец Саломеи и ее личность были изображены и воспеты многими художниками; они видели в ней и ее танце не только порочную красоту, но и всевластие женского обольщения.
⇐ Статьи