Бывает ли цветное ювелирное золото?

Бывает ли цветное ювелирное золото?

На вопрос, какого цвета бывает ювелирное золото, большинство из нас ответит: белого или желтого...

Великое жертвоприношение инков: как это было?

Великое жертвоприношение инков: как это было?

Помимо человеческих жертвоприношений чибча-муисков, такими актами славились инки. Нет, были,...

Как Канада получила свое имя?

Как Канада получила свое имя?

Узнать, откуда произошли названия тех или иных стран, городов и прочих населенных пунктов,...

Василий Жеребило – художник из Азова

     В начале 1990-х годов в галереях городов юга России, Москвы, Санкт-Петербурга появились яркие, привлекающие внимание картины. При первом же визуальном знакомстве в глаза бросалось явное сходство с приемами живописи столпов европейского искусства ХХ века, прежде всего, с произведениями сюрреалистов, а также Матисса, Эшера и некоторых других. Но внимательный анализ говорит все-таки в пользу художника. Он не так прост, хотя и не особо затейлив, и подкупает своим точным природным чутьем – чувством цвета. Иногда это достоинство живописи называют культурой цвета, но мы думаем, что в большинстве случаев – это врожденное чувство одаренного живописца.

    Прогретый солнцем юг рождает очень талантливых людей. Вот таким нам представляется художник, выросший на берегу реки Дон, — Василий Жеребило. Любимым занятием с юных лет было рисование. Его можно назвать  самородком, так как систематического художественного образования он не получил. Нуждаясь в профессиональных навыках и знаниях, он окончил в Ростове годичные курсы для художников-оформителей при Областном Доме народного творчества, этим и ограничился. Искусство же занимало его постоянно, и в его мире Василий тяготел к самовыражению.

     Началось это еще в школе, когда, отвлекаясь от учебных занятий, он практически погружался в образы своих рисунков. Немного позже он серьезно занялся живописью. Старт, и довольно удачный, был дан в 1991 году, — В. Жеребило в числе представителей арт-галереи ЮЛА впервые участвовал в международной выставке-ярмарке «Арт-миф», состоявшейся в Москве в здании Манежа. Следующая выставка состоялась через год, в 1993 году. В промежутке между 1991 и 1993 годами живопись В.Жеребило   была представлена  еще в двух международных выставках, на этот раз в Санкт-Петербурге: Биеннале новейшего искусства и на «Весеннем салоне». Эти выставки стали событиями в жизни  молодого художника, он не только смог увидеть свои произведений на фоне других, что конечно всегда способствует анализу и творческому росту, но и оказался в гуще новых идей и устремлений. Динамичному творческому развитию В. Жеребило способствовало и личное знакомство с известным ростовским живописцем Т.Ф.Теряевым, оно состоялось тогда же, в начале 1990-х годов. Опытнейший педагог и замечательный художник, Т.Ф.Теряев сыграл важную роль в судьбах нескольких, сегодня заметных и интересных живописцев города Ростова-на-Дону, — В.Чубарова, В.Чекмарева, В.Жеребило, притом, что они формально не были его учениками. В.Жеребило вспоминает: «Я тогда начал подпитываться от него и стал больше разбираться в цвете. Мы общались, разговаривали о многом. Он показывал мне свои работы, я привозил к нему в мастерскую свои. Я начал видеть то, чего раньше не видел в живописи».

     Природное чувство цвета, безошибочное ощущение тонального единства красок, позволяли В. Жеребило создавать картины декоративные и зачастую изысканно, элегантно цветные. Это, конечно, сразу привлекло к нему внимание. Из последних работ впечатляет смуглая красавица в экзотическом головном уборе из ярких красно-розовых цветов. Её красота не столь жива и пластична как у таитянок Гогена, она – идеальна, но идеальна, если можно так сказать, в измерении эстетических трансформаций ХХ века. В ее образе скрыта магнетизирующая агрессия. Подобные холодновато-идеальные, сексуально-агрессивные женские образы проходили сквозь творчество Сальвадора Дали и Рене Магритта. Старик Фрейд, как всегда, прав,- искусство сплошь и рядом заряжено эротическими фантазиями, заразительными всплесками либидо. На бронзово-смуглом лице красавицы сияют, подобные звездам синие глаза, и этого достаточно, чтобы картина пользовалась успехом. Краски, взятые в полную силу, буквально звенят в образе этой Нефертити ХХI века.

     Из разговора с художником узнаем о том, как он понимает цель и перспективы современного искусства. В.Жеребило: «В самой живописи можно развиваться до бесконечности. Искусство нужно для того, чтобы люди друг друга не поубивали,  стали добрее. Изначально искусство стремится к гармонии, а гармония – это чистота души, спокойствие…» Калейдоскоп образов, навеянных реалиями жизни и вымышленными сюжетами, а иногда снами, приближает его творчество к области сюрреализма. Сам автор определяет  направление собственного творчества как сочетание минимализма и сюрреализма. Вот, на первый взгляд, простой натюрморт,- горшок с растением, рядом с ним белая чашка, —  композиция тривиально-постановочная. Однако, контрасты драпировок бежевого, черного, темно-красного цветов, являясь мощной цветовой доминантой, снимают пелену обыденности в картине. В творчестве многих европейских сюрреалистов встречается такой прием, — наложение разных по своей пространственной пластической природе способов изображения. Это, как во сне, позволяет  автору достичь остроты, новизны звучания в, казалось бы, банальных явлениях. В  живописи В. Жеребило есть множество и других признаков его приверженности сюрреализму. Начнем с того, что картин, в которых художник обращается к классическим средствам выразительности сюрреализма в живописи, подавляющее большинство. Он очень часто применяет повторы изобразительных элементов в пространственных планах своих картин («Ветерок с океана», «Подстольный пейзаж»); использует обманки, выворотки позитив-негатив («Храм Посейдона»); разномасштабные сопоставления одних и тех же элементов («Глаз улитки»). Пожалуй, главным признаком сюрреализма является образная структура его произведений: «Высокая мода и алые паруса», «Огни большого города», «Пересечение измерений», «Африканский чай», «Трансформация женщины», «Чернокожая».  Важную роль в них играют произвольные сочетания предметов, несущих культурно-исторические ассоциации (статуя Будды, дирижабль, арка, рюмка, парусник, раковина, яйцо), и включенные в академические формулы пейзажных построений. 

     Художник, хочет писать «гармоничные картинки», воплощать «свои идеи». «Пизанская башня, увиденная взглядом нетрезвого человека», «Под стольный пейзаж», «Осень», «Карнавальные шляпки», «Плывущий Колизей», «Чернокожая», «Бери да пей!». Цель  творчества – создавать такие работы, чтобы они приводили зрителей в восторг.

      Произведения В. Жеребило трудно включить в рамки традиционных жанров живописи, — они их перерастают, вываливаются из них, выплывают. «Летящие миги», «Правильно», «Русалки на ветвях сидят», «Летучий голландец». – Прямо-таки «Джуманджи» какое-то! Некоторую иронию провоцирует сам художник. То, что было в 20-х годах ХХ века новым серьезным приемом, скажем,  серийность (ритмичная повторяемость) изображений у бельгийца Магритта, прием, который способствовал «остранению» реальности с целью вскрыть или намекнуть на её истинную сущность, в работах нашего автора, —  похоже на игру с формой. Серии трансформаций некоторых элементов в картинах Василия показывают внутреннюю скрытую в повседневности динамику природы.  Они же дают повод для написания очередной красочной картины. Возможно, такой подход к занятию искусством и позволил автору говорить о «минимализме» в своем творчестве.  Фантастические образы  отражают сиюминутные эмоциональные состояния автора, работу его подсознания. А, с другой стороны, отчасти раскрывают путь формирования стиля живописи В. Жеребило. Питательной средой сегодняшних фантазий живописца стали маргиналии школьных лет,  фантазии, рисованные на полях тетрадей. Им свойственны «очеловечивание» предметов неживой природы; обыгрывание классических символов: арки, яйца, стола, песочных часов и тому подобного. Они давно и в значительной степени превратились в «парки бормотанье» (Пушкин), в «сон разума» (Гойя), в «остраненную реальность» (Блок, Белый и другие русские символисты). И даже если сегодня подобный способ самовыражения  связывают с фиксацией «потока сознания» (Фолкнер), то источником, без сомнения, явилась питательная среда культурных традиций романтизма. Она  была так богата и так многогранна, что смогла не только оставить нам голограмму своего времени, но и создать некий инструмент, с помощью которого Художник (вообще) может проводить нас (зрителей) «коридорами времени», реконструируя образы разных эпох, разных культур, разных эмоционально-духовных состояний. Такая живопись привлекает возможностью в едином творческом порыве объединить усилия автора и зрителей в творческом медитативном стремлении к истине. Категория времени в такой живописи – это всегда некая абстрактная вечность. Общее эмоциональное состояние невозмутимо-спокойное, позитивное, стабильное. Все эти характеристики роднят сюрреализм с искусством классических форм, и позволяют этому течению с почти столетней историей оставаться актуальным до сих пор. Сюрреализм привлекает художников разных стран, и можно с удовлетворением отметить, что Василий Жеребило, художник российского юга стал одним из самых последовательных его представителей.

 

Кривцова Ольга,

Искусствовед, кандидат искусствоведения,

Доцент кафедры изобразительного искусства ФИИ ПИ ЮФУ,

Член Союза художников России.

 

 

 

⇐ Статьи

Картины

vavilonskaya-bashnya-kartina-pitera-brejgelya-starshego«Вавилонская башня» картина Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня» — одна из самых знаменитых картин великого...
petr-i-doprashivaet-tsarevicha-alekseya-kartina-nikolaya-ge«Петр I допрашивает царевича Алексея» картина Николая Ге « Петр I допрашивает царевича Алексея в...
olimpiya-kartina-mane«Олимпия» картина Мане « Олимпия » — шедевр мировой живописи XIX века. Картина была написана...