На вопрос, какого цвета бывает ювелирное золото, большинство из нас ответит: белого или желтого...
Помимо человеческих жертвоприношений чибча-муисков, такими актами славились инки. Нет, были,...
Узнать, откуда произошли названия тех или иных стран, городов и прочих населенных пунктов,...
Перенесемся на крыльях фантазии знаменитого драматурга Александра Островского и современного режиссера Григория Дитятковского на полторы сотни лет назад, в 19 век, и приземлимся на бескрайние российские просторы. Тема – наследство и как оно меняет людей.
Мы видим, что и сотни лет назад близкие люди по-разному воспринимали смерть богатого человека. Кто-то искренно сокрушался по поводу кончины, а кто-то потирал в удовольствии руки, когда наследодатель отправляется к праотцам. Третьи и вовсе готовы помочь «прикупить билетик» богачу в один конец. Туда, откуда не возвращаются.
Недаром один из персонажей спектакля «Сердце не камень» – Константин Каркунов (актер Кирилл Лоскутов), узнав о том, что его родственник – богач в летах Потап Потапович Каркунов (Петр Смидович), умирает, преображается и из хмурого и забитого человечка трансформируется в живчика: «Дяденька умирает?! Так это же совсем другое дело!» В глазах юноши тут же побежали цифры получаемых в наследство сумм…
Вопрос о судьбе богатого человека, который умирает, актуален во все времена. Умел же Островский глядеть в корень! Актуальность наследства не терялась никогда. Нет, как ни крути, а своя рубашка ближе к телу, и Островский это понимал.
Богатство манит к себе. Группа АББА пела: «должно быть сладко в мире богатого человека». Так ли это? Режиссёр-постановщик спектакля «Сердце не камень» Григорий Дитятковский дает слово молодому поколению. Розовощекая и веселая Оленька (актриса Кристина Гагуа) замечает, что «богатого любить легче». А вот супруга того самого богатого, женщина степенная, непорочная, верная жена Вера Филипповна (Анна Артамонова), в свою очередь, вопрошает: «Богатого? А за что его любить?»
Актриса Кристина Гагуа в образе Ольги одета во все ослепительно белое с миниатюрной шляпкой, что аккуратным «грибочком» примостилась на ее хорошенькой голове. Гагуа выдала нам этакий хулиганистый образ, но рассудительный, и она логично заявляет, что мужчины требуют от нас святости, а сами же любые свои фантазии исполняют. Там чем мы хуже их? Мне понравилась актёрская работа Гагуа, она хорошо играет, на ее лице виден неподдельный интерес к рассуждениям и поступкам других персонажей.
Так кому передаст свои миллионы Потап Потапыч? На закате жизни он задумывается о своей душе и хочет, чтобы как можно больше людей стали за него молиться. Грешен его персонаж. «Выкупать душу-то надо! Выкупать!» – хнычет Потап Потапыч. Актер Смидович не просто слезлив. Он так ушел в раскаяние, что его персонажа – пьяницу, выскочку, богача, что нажился явно на темных делишках, становится жалко, и рука сама лезет в карман с желанием подкинуть несчастному денег на выкуп души.
Здесь мы видим гамму образов от Смидовича. То он отпетый циник, барин в лощеном костюме, и вдруг – бац! – перед нами он уже сама Кротость и Раскаяние. Петр Смидович смог создать образ, который поначалу даже ненавидишь, а потом потихоньку рождается и жалость, и симпатия, но не Потап Потапович является «драйвером» действа.
Удивительно, но столбовой фигурой спектакля «Сердце не камень» театра ET CETERA стал молодой человек – Ераст (актер Федор Урекин). Дело в том, что первая часть спектакля, как мне показалось, вышла несколько скучноватой, ей не хватает накала конфликта, нет «тяговой лошади», которая бы тянула все действие. И вот тут– то на выручку и спешит Ераст. Во второй части я прямо прищелкнул пальцами: ух и прощелыга этот Ераст! Скользкий, как уж, хитрый – таким и должен быть приказчик.
Актер Федор Урекин показал нам многослойного персонажа с пламенными речами. Ераст подливает масло в тлеющую топку спектакля, он и жнец, и на дуде игрец, он и сердцеед, да еще знаком не понаслышке с акробатическими трюками! А его кувырок через голову вроде бы никак не прикрутишь к теме изложения, но почему бы нет, тысяча чертей!? Григорий Дитятковский решил кувыркнуть Федора Урекина, и тот исполнил наказ наставника. Я думаю, что именно Ераст стал нервом спектакля, его изюминкой, несмотря на молодой возраст. Да и причёска у Ераста делает его образ точно попадающим в «десяточку».
Помимо акробатических пируэтов некоторых персонажей, режиссер спектакля Григорий Дитятковский использовал интересный кинематографический прием: эффект замедленной съемки. Помните, как в боевиках пуля вылетает из ствола и замедляется, видно, как она рассекает воздух и застывает… Актеры спектакля тоже замирают в самых естественных позах. Мы наблюдаем как бы стоп-кадр, они на время «умирают». А в это время появляются другие персонажи и рулон действия продолжает разматываться. Это как функция «картинка в картинке» на ТВ. На сцене по-настоящему иногда летают даже стулья, но полет мебели пока режиссеру замедлить не удалось.
Особую радость мне как зрителю доставили костюмы актёров. Приглядитесь к платью на Вере Филипповне – оно строгое, немодное, но брошь реально начищена и сверкает в лучах света, и я полагаю, так и ухаживали за украшениями женщины времен Островского. Барышня-хохотушка Аполлинария Памфиловна (Наталья Благих) получилась самым жизнелюбивым персонажем, и костюм у нее яркий, зеленый, сережки строго в тон. Тем самым был создан законченный образ.
Пару слов об актерах массовки. Бессловесные почти ребята – молодцы из обслуги, напомнили мне «Сказ про Федота Стрельца молодого удальца» Леонида Филатова. Когда молодцы на сцене ET CETERA расправляют плечи и выставляют свои начищенные сапоги вперед – женская аудитория млеет. Выглядят ребята и вправду очень по-гусарски.
В целом спектакль «Серд
це не камень» театра ET CETERA воспринимается хорошо.